Театр, сцена.
В древнегреческой мифологии Мельпомена — это муза трагедии, которую принято считать символом театра и театрального искусства. А кто такие музы?
Слово «муза» в древнегреческом языке означало «мыслящая». Музы (то же, что КАМЕНЫ в римской мифологии) были богинями, дочерьми могущественного бога Зевса, они покровительствовали наукам, искусству и творческим людям: артистам, поэтам, художникам.
Музы изображались в виде молодых женщин и у них тоже был свой защитник — древнегреческий бог Аполлон (рим. ФЕБ), бог света и покровитель искусств.

Всего муз было 9, каждая отвечала за какой-то определённый вид искусства или науки. А именно:
- Каллиопа — муза эпической поэзии;
- Клио — муза истории;
- Мельпомена — муза трагедии;
- Полигимния — муза торжественных гимнов;
- Талия — муза комедии;
- Терпсихора — муза танцев;
- Урания — муза астрономии;
- Эвтерпа — муза лирической поэзии и музыки;
- Эрато — муза любовной поэзии.
Итак, театр называют храмом Мельпомены в честь музы трагедии. «Мельпомена» переводится с древнегреческого языка как «поющая».
Дело в том, что изначально Мельпомена была музой песни, потом она стала музой печальной песни, и только потом — трагедии. Впоследствии она стала олицетворением театра вообще.
В древней Греции Мельпомену всегда изображали в виде красивой женщины в театральной мантии и в венке из виноградных листьев. В её руках была трагическая маска.
Мельпомена — муза трагедии, ставшая символом театрального искусства. Шутливо-иронически: «жрецы Мельпомены» — деятели театра, актёры, режиссёры; «храм Мельпомены» — театр, здание театра.

— А вот храм Талии и Мельпомены! — отозвался Глумов, указывая на Александрийский театр.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. «Современная идиллия»
