Мы (я) нисколько не хуже, не глупее других — сами понимаем, знаем, что нам делать, как нам поступать.
Усы и борода у многих народов являются символами мужской зрелости, самостоятельности — ведь чем длиннее волосы на лице, тем взрослее человек и богаче его жизненный опыт.
На Руси, особенно в крестьянской среде, отношение к усам и бороде было уважительным, отражая почтительность к старшим. Вместе с тем народ в метких, остроумных пословицах подчёркивал, что по одним этим внешним признакам ценить человека недостаточно:
- Борода длинна, да ум короток
- Была бы голова, будет и борода
- Усы — честь, а борода и у козла есть
В Древней Руси право ношения бороды и усов строго охранялось законами. Так, «Русская правда», старейший свод древнерусского феодального права, учреждённый великим князем киевским Ярославом Мудрым
За отсечение пальца на руке полагался штраф в три гривны, а за повреждение бороды — целых 12 гривен.
С точки зрения русского боярина такая строгая кара была обоснованной, ибо усы и борода являлись характеристикой социального положения, мудрости и знатности. Их повреждение — величайшее оскорбление, наносимое чести феодала.
Не случайно Пётр I (Пётр Алексе́евич, прозванный Вели́ким,
Оборот «сами с усами» — осколок шутливого ответа человека, подчёркивающего свою зрелость, опытность, умелость и намекающего на то, что его собеседник не имеет возрастного преимущества.
Полную форму ответа зафиксировал словарь Владимира Ивановича Даля
Шутливость выражения подчёркивается рифмовкой, которая делает его национально специфичным и непереводимым дословно на другие языки.
Вариант «сам с усам» — диалектный, северно великорусский, ибо форма творительного падежа в севернорусских диалектах совпадает с формой дательного падежа.
Нет, разобраться надо. Это вперёд наука будет и мне, и Бородищеву. Не послушались мы тебя, посчитали, что сами с усами. Забыли хорошую старую пословицу: век живи — век учись.
Константин Фёдорович Седых. «Даурия»